![]() | |||||||
Пашупатинатх |
|||||||
|
На северо-востоке Катманду находится один из четырех самых знаменитых индуистских храмов, посвященных богу Шиве - Пашупатинатх. Пашупатинатх - одно из многочисленных имен Шивы - означает "господин, покровитель животных". Местная легенда утверждает, что Шива как-то провел здесь всю ночь, медитируя на берегу Багмати. Теперь одним из главных индуистских праздников Непала является Шиваратри ("ночь Шивы"), для участия в котором сюда в середине февраля стекаются тысячи паломников со всего Непала и из Индии. Бог Шива - один из главных и наиболее почитаемых богов индуизма. Согласно индуистской мифологии, Шива имеет 11 воплощений. Наиболее известные из них - Махадева (Великий Бог), Рудра (Рычащий), Натараджа (Царь танца) и Йогишвар (Бог Йоги). Но в любом образе его легко узнать по присущим лишь одному ему атрибутам: трезубцу, на котором висит барабан, рудракше (виду бус из семян священного рестения) и быку (средству передвижения). Когда Шива изображается в благожелательной форме защитника, он держит в верхней правой руке бусы рудракша, напоминающие четки, нижняя правая рука опущена вниз, ладонью от себя, в жесте дарения (варада мудре). Как грозный бог смерти Рудра, он обычно изображается стоя, с трезубцем в левой руке, правая нога поднята в движении - вся поза полна угрожающей динамики. В довольно распространенном ранее в Непале тантристском культе воплощение Шивы в виде Рудры называется Бхайрава (об одном из его изображений мы уже рассказывали), который, в свою очередь, имеет собственных 64 проявления. В Непале Бхайраве посвящено множество храмов и святилищ. Как Натарадже, Царю танца, ему, в основном, поклоняются танцоры и музыканты. Верующие считают, что космический танец Шивы разрушает мироздание после завершения очередного цикла его существования, и поэтому его воплощение в виде танцующего бога считается также разрушительным. Наиболее почитаемой формой Шивы является Махадева. По индуистским легендам, большинство как положительных, так и отрицательных мифических героев обращались к нему за благословением и поддержкой. Случалось, что он не отказывал в благословении даже тем персонажам, которые позднее угрожали не только существованию человечества, но и его собственному.
Современный центральный храм с двухъярусной медной крышей в стиле пагоды был построен в 1691-1692 годах при короле Вирпалендре Малла, а в 1696 году на нем был установлен венчающий крышу шпиль. Его главной святыней является четырехглавый Шивалинга, высеченный из черного камня. Он был подарен храму в 1361 году королем Джайа Симхой Маллой. Более древнее, первоначальное изображение Шивалинги было уничтожено во время мусульманского вторжения в 1349 году. На территории комплекса находится целый ряд древних индуистских храмов и каменных изваяний, но встречаются также и буддийские памятники. К числу древнейших, относят мужское изображение Вирупакшайи в небольшом храме на правом берегу Багмати (ок. 4 в. д.н.э. - 2 в. н.э.). Другая старейшая скульптура - статуя Будды третьего века н.э., тоже расположена на правом берегу Багмати, непосредственно перед входом в храм Нава Дурга. На территории храмового комплекса находится еще несколько изваяний 7-8 веков. Несколько священных зданий было сооружено в 1654-1655 гг. при короле Пратапе Малле, им же было установлено 108 Шивалингамов на берегу протекающей у храма реки Багмати. На ее правом берегу, между мостами, стоит двухэтажная пагода, посвященная жене Шивы богине Парвати. На противоположной стороне реки находится храм Гухьяшвари, построенный в 1653-1654 годах при короле Пратапе Малле. На берегу Багмати, непосредственно у подножья храма находятся две каменные платформы, гхаты, предназначенные для кремации только членов королевской семьи и семей премьер-министров. Отдельно расположены общественные гхаты. Ввиду исключительной святости храма, кремирование в Пашупатинатхе имеет для верующих особый смысл и многие пожилые больные люди, в том числе и из Индии, специально приезжают сюда и живут в ожидании смерти в гостевых домах при храме. Недаром, даже Мать Тереза долгое время арендовала дом в районе Пашупатинатха, чтобы в случае болезни умереть здесь. Вход на территорию храмового комплекса Пашупатинатх категорически запрещен для не индуистов, но осмотр храмовых строений с прилегающего холма и знакомство с арелигиозными церемониями у его стен представляют безусловный интерес. |
||||||
|
info@kathmandu.ru Новости Непала Новости CyberMonka Буддийские и индуистские храмы Буддийские храмы и монастыри Сваямбуднатх Буднатх Лумбини Копан |
||||||
|