Непал, Столица Непала - Катманду, информация о Непале, Тибете, Гималаях - Непал в летописях
 

Непал в летописях

Непал, Катманду, ТибетДокументально подтвержденная история страны начинается с приходом на территорию Непала с востока монголоидных племен  киратов. Еще в 7 веке до нашей эры кираты основали свою династию и около тысячи лет управляли большой территорией, включавшей и долину Катманду. Согласно преданиям, за этот период сменилось 27 королей династии. Именно при киратах началось распространение буддизма на территории Непала. При их правлении в 3 веке до н.э. император Индии Ашока посетил Лумбини, где установил колонну на месте рождения Будды и, по преданиям, он или его дочь в это же время посетили долину Катманду. Правление киратов продолжалось до конца 3 века н.э. К сожалению, несмотря на то, что имя первого правителя киратов Яламбара упоминается в великом индийском эпосе "Махабхарата", об этом периоде истории Непала известно очень мало. Считается, что одни из древнейших народностей Непала - раи и лимбу, проживающие в горах и предгорьях восточных районов страны, являются прямыми потомками киратов. Потомки киратов говорят на языках тибетско-бирманской группы и, как правило, исповедуют индуизм. Большое количество лимбу и раев служит в полиции и армии Непала. Представители этих народностей создали костяк широко известных военных подразделений гурков.

С конца 3 века усилилась миграция в Непал индоарийских народностей из Индии, что привело к усилению позиций индуизма, политическому и социальному доминированию представителей новых миграционных потоков над коренным неварским населением и, как результат, к переходу власти к индуистской династии Личчхави. С этого времени индуизм постепенно становится основной религией, а общество перестраивается в соответствии с индуистской идеологией, включая принятие кастовой системы.

Начало правления династии Личчхави характеризовало установление тесных связей с Индией и с правящей в этот период династией Гупта. Император Индии Самудрагупта (335-380 гг.), например, в известной "аллахабадской надписи" назвал непальского короля своим вассалом. Сохранилось много свидетельств влияния индийской культуры периода династии Гупта на культуру Непала, например, скульптуры храма Чангу Нарайан. Храм известен также первой сохранившейся надписью короля династии Личчхави Махадева (465-506 гг.).

В 602 году непальский трон переходит к представителю индуистского клана Тхакуров. Один из его правителей - Амсуварма женился на дочери личчхавского короля Шивадева. Этот период характеризуется развитием отношений с быстро расширяющейся тибетской империей. Дочь Амсувармы принцесса Бхрикути (Брибтсун) стала женой императора Тибета Сронцзангамбо (618-650). Согласно легенде, она была одной из основательниц буддизма в Тибете и, по верованиям тибетских буддистов, инкарнацией богини Тары (Зеленая Тара). Ее часто изображают на традиционных тибетских религиозных картинах танках.

В 1200 году на смену Тхакурам пришла династия Малла. Время ее правления (1200-1769 гг.) считается периодом расцвета непальского феодального государства. Индуистские короли Малла традиционно были поклонниками бога Шивы, хотя и считались инкарнацией бога Вишну. Они проявляли терпимость к буддизму, что способствовало развитию буддийской культуры в Непале. Во второй половине XIII - первой половине XIV веков в главных городах долины -  Катманду, Патане и Бхактапуре были построены многочисленные храмовые, культовые и дворцовые сооружения, сохранившиеся до нашего времени.

В XV веке непальское феодальное государство распалось на многочисленные независимые мелкие княжества (всего известно 46). В долине Катманду сложилось четыре центра - Кантипур (Катманду), Бхактапур, Лалитпур (Патан) и Банепа. Короли  Малла предпринимали попытки объединения ведущих княжеств, но создать устойчивое государственное образование им так и не удалось. Постепенно все более заметную роль стало играть горное княжество Горкха (Западный Непал), правители которого, принадлежащие к верхушке непальских кшатриев - тхакурам, по преданию, вели свой род от индийских раджпутских раджей и получили титул Шах от представителей династии Великих Моголов (1526-1858 гг.). Важная роль в расширении влияния княжества принадлежит Раме Шаху (1606-1632 гг.), к концу правления которого княжество Горкха занимало территорию в тысячу квадратных километров. К 1769 г. его потомок Притхви Нарайан Шах (1742-1775 гг.) покорил долину Катманду, перенес в г.Катманду свою столицу и фактически основал новую королевскую династию Непала. Последующие короли династии продолжили борьбу за расширение территории и осуществили ряд завоевательных походов, в том числе и вторжение на территорию Тибета в 1788 году, закончившееся однако, после вмешательства китайской армии, поражением непальских войск.

В начале 19 века все большее вмешательство во внутренние дела Непала стала осуществлять могущественная британская Ост-Индская компания, стремившаяся установить контроль над торговыми путями из Индии в Тибет и Китай. Начав после поражения Наполеона в Европе новую волну колониальных захватов, она 1 ноября 1814 года объявила Непалу войну, которая, несмотря на мужественное сопротивление непальцев, завершилась в 1816 г. подписанием неравноправного Сегаулийского договора. Договор предусматривал пребывание в стране английского резидента, значительное ограничение внешнеполитической самостоятельности Непала и большие территориальные уступки в пользу Ост-Индийской кампании, к которой перешли такие непальские территории, как Сикким, Дехрадун, Симла (теперь территория Индии). В то же время, несмотря на эти уступки, Непалу удалось сохранить государственную независимость и избежать обложения данью. Храбрость непальских солдат произвела на англичан такое сильное впечатление, что после окончания войны Англия стала привлекать подразделения гурков (собирательное название горных племен рай, лимбу, гурунгов и др.) в состав Британской индийской армии, а позднее в состав британской армии. В составе британского военного контингента непальские подразделения участвовали в I и II мировых войнах (100 и 180 тысяч солдат соответственно), потеряв на различных фронтах битыми более 30 тысяч человек. Несколько подразделений входят по контракту в состав британских вооруженных сил и в настоящее время.Непал, Катманду, Тибет

В 1846 году путем дворцовых интриг власть в стране фактически перешла к семейству Рана во главе с Джангом Бахадуром Раной (1846-1877 г.), который присвоил себе титул "премьер-министра", а позднее и "махараджи" и забрал всю исполнительную власть в стране в свои руки. Королевская династия Шахов практически превратилась в бесправных заложников клана премьер-министров Рана. Правление Рана продолжалось более ста лет, пока король Трибхуван, дед правившего в недавнее время в Непале короля Бирендры, не восстановил в 1951 году при поддержке Индии в полном объеме права своей королевской династии.

В 1958 году сын короля Трибхувана, король Махендра утвердил первую Конституцию, предусматривавшую введение парламентской системы. Однако вскоре эта конституция была отменена. Конституция 1962 года утвердила управление страной на основе традиционных индуистских общественных принципов "панчаята" и с назначаемым королем кабинетом министров во главе с премьер-министром. Король Махендра посетил Советский Союз с официальным визитом дважды, в 1958 и 1971 годах. В 1972 году непальский трон унаследовал сын короля Махендры - Бирендра Бир Бикрам Шах Дев, который провел ряд демократических реформ, включая снятие запрета на деятельность политических партий и принятие новой конституции, восстановившей парламентскую систему.

После трагической гибели короля Бирендры и членов его семьи 1 июня 2001 года, королем был провозглашен его сын Дипендра, который, не приходя в сознание после ранений, полученных  в ходе того же дворцового инцидента, умер 3 июня. После этого, 4 июня 2001 года был коронован младший брат короля Гьянендра.

Король Непала Гьянендра Бир Бикрам Шах Дев родился в июле 1947 года в королевском дворце Нарайанхити в Катманду. Он второй сын короля Махендры и принцессы Индры Раджья Лакшми Деви Шах. В соответствии с традицией, коронация Гьянендры прошла в старом королевском дворце, расположенном на площади Дарбар в историческом центре Катманду. 

 

 

 

info@kathmandu.ru
Copyright Kathmandu.ru © 2003-2013


Новости Непала Новости CyberMonka Буддийские и индуистские храмы Буддийские храмы и монастыри Сваямбуднатх Буднатх Лумбини Копан
Золотой храм Индуистские храмы и монастыри Пашупатинатх Манакамана Храм Богини Кумари Кастамандап Храм Ганеша Спящий Вишну
Храмы Кришны Национальные парки Читван Лангтанг Сагарматха Аннапурна Мустанг Духовная культура Популярные туристические места
Информация о Непале Географическое положение История страны Легенды Культ животных в Непале Сезоны года Праздники и фестивали Этнография Непальский разговорник Пермиты Народная медицина Тибетская медицина Аюрведическая медицина Массаж в Непале
Медитация, йога и астрология Медитация Vipassana Лечебные травяные сборы Места силы Туры Экстремальный туризм Трекинг Рафтинг
Альпинизм Байкинг Наши знакомые Недвижимость в Непале

 





  Rambler's Top100