Непал, Столица Непала - Катманду, информация о Непале, Тибете, Гималаях - Почему трудно этнографам?
 

Почему трудно этнографам?

Этнический состав

Этническая принадлежность в Непале тесно переплетена с кастовой и отчасти с конфессиональной. Здесь обычно этнические и кастовые группы не различают, а объединяют одним словом – джат. Поэтому «национальности» или «этносы» даже специалистам-этнографам здесь выделить несравненно сложнее, нежели, к примеру, в Европе. Последняя перепись населения Непала, проведенная в 1991 г., зарегистрировала 60 джат, куда попали как этнические группы (народности), так и кастовые группы. К народностям (таковых 26) отнесены те группы людей, которые имеют свой язык, особые традиции и (главное!) Непал, Катманду, Тибет при этом не имеют деления на касты. Эти этнические группы составляют 35,5% населения. Доля непальцев, которые относятся к кастовым группам (их 29) выше – их  56,2% всех жителей. При движении на север значение индуизма и индуистской кастовой системы ослабевает. Поэтому кастовых групп более всего в тераях – 20 из 29, а этнических – в Среднем Непале 11 из 26.

Кроме того, еще четыре небольшие группы выделены не по кастовому и не по этническому признаку, а по религиозному – чурауте (мусульмане, живущие в горных районах), мусульмане, живущие в тераях, марвади (в основном последователи джайнизма) и сикхи. Одна группа выделена по языковому признаку – это говорящие на языке бенгали. 8,2% опрошенного населения не указали свою принадлежность ни по религии, ни по касте, ни по этническому признаку, и поэтому все они попали в группу «прочие».

По территории Непала прооходит контактная зона южноевропеоидной и монголоидной рас. Здесь же и граница между индоарийской группой индоевропейских языков и тибето-бирманской группой китайско-тибетской семьи языков.

Наиболее древними обитателями страны принято считать народности тебето-бирманской группы. Это прежде всего кираты ( лимбу и раи ). Ученые полагают, что они пришли сюда за несколько веков до н.э. из Индокитая, но сами кираты склонны утверждать, что их далекие предки жили на западе. Позднее сюда стали прибывать с запада кхасы, а из Индии – население индоарийского происхождения. Здесь, на стыке гор и равнин, как раз и происходил процесс смешения народностей и племен, причем порой очень своеобразный. Яркий пример смешения – жителены долины Катманду невары, которые совмещают в себа антропологические черты монголоидов и европеидов. По языку они относятся к тибето-бирманской группе (правда, с добавлением индоарийских элементов), однако антропологически монголоидные черты выражены слабо или совсем отсутствуют. Ученые расходятся во мнении – откуда пришли невары; одни считают, что они прибыли из южной Индии (с малабарского побережья), другие – из северной индии, третьи – из Китая. Промежуточный характер неваров усиливает их вероисповедание – среди них есть и индуисты, и буддисты.

Европеоидный тип, к которому относится более ¾ населения, распространен в южной и средней частях страны, а по долинам рек он проник далеко на север, но обычно не выше 2000 м. Европеоиды – это прежде всего потомки выходцев из Индии, мигрировавших в Непал с XI< в. н. э.

Монголоиды представлены прежде всего чистыми тибетцами – бхотия (от слова «Бхот», что на непали означает «Тибет»), шерпами и тхакали. Они имеют отчетливо монголоидный облик: широкие скулы ,узкий разрез глаз, желтый оттенок кожи; они коренасты и ширококостны. Чем дальше на север, тем сильнее монголоидные черты в облике населения.

Кастовая система

Этническая мозаика населения Непала осложняется различением населения по кастовому признаку. Кастовая система, пришедшая вместе с индуизмом, основывается на принципах, учитывающих профессиональное и сословное деление общества. В 1963 г. деление людей по кастовому признаку было отменено законодательно, однако в реальной жизни кастовая система продолжает существовать.

Для индуистов кастовая принадлежность несравненно важнее, чем этническая. Если спросить у непальца-индуиста «Кто вы? К какой этнической группе относитесь?», то услышите в ответ не название этноса, а название касты («брахман», «чхетри» и т.п.). А вот от жителя среднегорий, скажем, гурунга, магара, таманга, лимбу вы не услышите название касты, он ответит «я гурунг», «я магар» и т.д. Дело в том, что в горной части страны кастовая система сформировалась только у тех народов, что исповедовали индуизм, тогда как у других народов ее нет. Обобщенное название неиндуистов горной част страны – матвали, они употребляют (в ритуальных целях!) алкогольные напитки (типа водки и пива) из риса, сахарного тростника и т.п.

В индуистском обществе в Непале, равно как и в Индии, выделяются, как известно, четыре кастовые варны (группы):

1)     брахманы – священнослужители;

2)     кшатрии (непальцы произносят «чхетрии») – военные;

3)     вайшьи – торговцы, купцы, часть ремесленников;

4)     шудры (неприкасаемые) – прислуга (подметальщики, дхоби – прачки, нау – цирюльники и т.п.), часть ремесленников (ками – кузнецы, дамаи – портные, сарки – сапожники, тели – маслобойники и т.п.)

Две последние группы разделяются уже на узкопрофессиональные касты со своей внутренней иерархией.

Материальное положение и иерархия статусов не всегда совпадают. Брахман может быть нищим, тогда как богатый торговец – принадлежать к вайшьям, к всего лишь третьей в иерархии кастовой группе. Однако в целом брахманы и кшатрии представляют наиболее состоятельную часть непальского общества и владеют лучшими сельскохозяйственными землями. Непальская традиция объединяет брахманов Непал, Катманду, Тибет и кшатриев под общим названием тагадхари, как носящих нательный священный шнур (на правом плече) – знак принадлежности к высоким кастам.

Брахманы играют главенствующую роль в религиозной, общественно-политической и духовной жизни страны. Кшатрии же занимают высшее положение во властных структурах, среди них много государственных чиновников и высших военных. Точнее, это относится к верхушке касты кшатриев – тхакури и рана. К тхакури принадлежит правящая королевская семья, а к группе рана относилась печально знаменитая династии наследных премьер-министров Рана.>

По родовому имени (тхар) непальца, т.е. тому, что примерно соответствует у нас фамилии, легко определяется принадлежность человека к той или иной касте. Приведем пример. Так, один из авторов этих строк, Кришна Пракаш Шрестха, как явствует из его тхара Шрестха, относится к высшей касте среди неваров и исповедует индуизм (буквально же «шрестха» означает «самый лучший»).

Наиболее многочисленные этно-кастово-конфессиональные группы
(с численностью свыше 0,4 млн.чел. в 1991 г.)

Чхетри

2968

Брахманы

2551

Магары

1339

Тхару

1194

Невары

1041

Таманги

1018

Ками

964

Ядав, Ахир

765

Мусульмане

653

Раи

526

Гурунги

449

   

Языки

В стране существует около 60 языков и диалектов, большинство из которых имеет узкое распространение, а часть находится на грани исчезновения. Языки делятся на две большие группы: индоевропейские и тибето-бирманские. К индо-европейским языкам относится государственный язык непали, имеющий санскритское происхождение. Раньше он назывался кхас-кура, то есть язык кхасов.

Непали – это язык, как у нас говорят, межнационального общения. Ведущее положение он приобрел с тех пор, когда XVIII в. Непал стал единым государством. Язык непали использует письмо (алфавит) деванагари, распространенное в Индии, и вообще он близок к языкам северной Индии. Кроме Непала, он является языком общения в королевтсве Бутан, в Сиккиме, а также в Дарджилинге (Индия). Непали – родной язык для более чем половины всех жителей страны и наиболее распространенный язык в 54 из 75 округов страны. Поэт Бханубхакт Ачарья, автор непальского варианта «Рамаяны» (1814-1868), считается основоположником современного литературного языка непали.

Непал, Катманду, ТибетВторое место, по численности говорящих на нем, занимает языкмайтхили; он распространен в тераях и имеет литературную традицию.

Среди тибето-бирманских языков выделяется неварский язык (невари); на нем создана богатая литература. Язык невари имеет свою собственную письменность, хотя и он начал в последнее время пользоваться письмом деванагари. К числу тибето-бирманских языков принадлежат магарский, гурунгский, раи,  лимбу, сунвар, таманг и другие (в отличие от неварского языка они не испытали сильного влияния индоевропейских языков).

Новая конституция Непала 1991 г. предоставляет право любому жителю страны получить образование на его родном языке. Радиовещание в Непале ведется на языках многих его народностей.

Наиболее распространенные языки 1991 г.

Язык

Млн.человек.

Число округов, где данный язык главенствующий

Непали

9,3

54

Майтхили

2,2

6

Бходжпури

1,4

4

Тхару

1,0

2

Таманг

0,9

2

Невари

0,7

2

Раи

0,4

0

Магар

0,4

0

Динамика и размещение населения

В Непале живет свыше 22 млн.чел. Это столько же, сколько в трех северных странах Европы – Швеции, Финляндии и Норвегии. Но в отличие от экономически развитых стран Европы численность населения в Непале во второй половине ХХ в. растет быстро – примерно на 2,5% в год; ежегодно в стране прибавляется почти полмиллиона новых жителей. Это результат выской рождаемости при сократившейся (благодаря развитию здравоохранения) смертности. Впрочем, смертность от инфекционных болезней все еще весьма высокая; сохраняется опасность таких опасных болезней, как холера и малярия. Распространению инфекционных болезней способствет антисанитарное состояние водных источников.

Непальские семьи (в особенности сельские) большие и многодетные. Средняя непальская семья состоит из 6 человек. Очень часто в нее входят не только муж, жена и их дети, но также братья мужа с их семьями, а также незамужние сестры. Большая, состоящая из трех поколений семья – результат сохраняющегося феодального уклада в общественных отношениях. Только многочисленной семьей крестьяне могут добывать средства к существованию.

Выбор супруга (супруги) определяется прежде всего родителями (нередко с помощью свахи). Чрезвычайно важно мнение на сей счет духовного наставника семьи, который сопоставляет гороскопы невесты и жениха. И даже к выбору дня свадьбы подходят очень серьезно. Астролог определяет самый благоприятный для бракосочетания день.

Женятся очень рано. Хотя формально разрешены браки юношей лишь с 18 лет, а девушек с 16, в реальной жзни все еще часты случаи (особенно в деревне), когда замуж выходят совсем еще девочками (в 10 лет). Ранние браки характерны для индуистов из высоких каст, поскольку считается, что нужно  выдать девушку замуж до начала у нее менструации. Поскольку продолжительность жизни невысока, то многие оказываются вдовами в очень молодом возрасте.

Разводы в семьях, принадлежащих к двум высшим кастам – брахманам и чхетри, редки. Раньше вторично выйти замуж не разрешалось даже вдовам; да что там развод, практиковалось даже самосожжение жен после смерти мужа! Только неварки избежали столь печальной участи – для этого оказалось достаточно придумать маленькую хитрость – обряд ихи. Срноасер этому обряду неварку,  маленькую двевочку, «выдавали замуж» - за... плод  дерева бел, считающегося выражением бога Вишну, т.е. их подлинный муж не простой смертный, а божество. Поэтому после смерти своего «земного» мужа, могли выйти замуж за другого земного мужчину, не изменяя своему подлинному супругу – богу Вишну.

Столь же хитроумно у неваров решалась и проблема рзвода. Неварке, желавшей расторгнуть брак, достаточно вернуть мужу орех дерева бетел (хранившийся у нее как подарок мужа со дня их свадьбы).

В семьях же низких каст, а также у коренных жителей горного Непала на развод всегда смотрели много проще, и даже описанные ухищрения не требовались.

Демографические показатели, 1996 г.

Рождаемость

3,7%

Смертность

1,3%

Младенческая смертность

79 на 1000

Ожидаемая продолжительность жизни

54 года

Женская фертильность

5 рождений на 1 женщину

Доля городского населения

13,7%

Возрастная структура населения

от 0 до 14 - 42%
от 15 до 64 года - 55%
более 65 - 3%


Непал – страна горная, и неудивительно, что расселение вне тераев имеет очаговый характер. О контрастности расселения свидетельствуют показатели плотности населения: в освоенной полосе – тераях – плотность населения составляет 200 чел./км2, а в горных районах – менее 10. Однако с учетом «нагрузки» населения не вообще на территорию, а на сельскохозяйственные угодья окажется, что горные районы с их нехваткой обрабатываемой земли еще перенаселеннее, чем тераи. Особенно плотно заселены в силу благоприятных природных  условий небольшие межгорные долины Среднего Непала (рекордная плотность в долине Катманду – свыше 1000 чел./км2).

 

 

 

info@kathmandu.ru
Copyright Kathmandu.ru © 2003-2013


Новости Непала Новости CyberMonka Буддийские и индуистские храмы Буддийские храмы и монастыри Сваямбуднатх Буднатх Лумбини Копан
Золотой храм Индуистские храмы и монастыри Пашупатинатх Манакамана Храм Богини Кумари Кастамандап Храм Ганеша Спящий Вишну
Храмы Кришны Национальные парки Читван Лангтанг Сагарматха Аннапурна Мустанг Духовная культура Популярные туристические места
Информация о Непале Географическое положение История страны Легенды Культ животных в Непале Сезоны года Праздники и фестивали Этнография Непальский разговорник Пермиты Народная медицина Тибетская медицина Аюрведическая медицина Массаж в Непале
Медитация, йога и астрология Медитация Vipassana Лечебные травяные сборы Места силы Туры Экстремальный туризм Трекинг Рафтинг
Альпинизм Байкинг Наши знакомые Недвижимость в Непале

 





  Rambler's Top100